logo
Баннер
Баннер

От первого лица

Александр Грасс
тел: 606377, 89083193173
Задать вопрос

Подробнее

prev
next

«Самозанятость» как форма коррупции?!

Задавшись вопросом в столь необычной постановке (он вынесен в заголовок статьи), мы не преследуем цель кого-то опорочить, посеять сомнение

Читать далее

Народный ответ – «дорожному беспределу»

Мне понравилась рубрика «народные новости», точнее ее направленность. Что-то из серии «защити себя сам». Действительно, сегодня многие на себе ощущают

Читать далее

Кто «кошмарит» омскую экологию?!

Ежегодно пятого июня отмечается Всемирный день окружающей среды или, как принято называть его, День эколога. В мире его празднуют с

Читать далее
Баннер

Проголосовать

Как Вы считаете, Вам нужен персональный адвокат?

Объявление

Ю Р И Д И Ч Е С К И Й

А У Т С О Р С И Н Г

(юридическое обслуживание

организаций)

за 5 000 рублей в месяц

тел.: 8-913-972-45-99

добавить объявление


Гражданское общество

Знаете ли Вы своего депутата?

Партнеры

Аналитика

Реформа судебной системы

Интервью на канале «Эксперт-ТВ».

Ведущий: Александр Привалов

Гость в студии: Владимир Плигин, председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству.

Как идет реформа судебной системы России? Какие готовятся поправки в законодательство о судах? Как обеспечить независимость судей?

Здравствуйте, господа. Хотя еще несколько лет назад руководители страны объявили, что судебная реформа завершена, до сих пор происходят, не перестают происходить события, которые так или иначе меняют законодательную сферу, законодательное оформление, в которой работает судебная система. Сегодня у нас в студии один из виднейших специалистов по этому законодательству, председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, строительству, Владимир Плигин. Здравствуйте, Владимир Николаевич.

Добрый день.

Концепция судебной реформы в России (тезисы)

Итоги судебной реформы

Важнейшей предпосылкой судебной реформы в России было признание суверенитета Российской Федерации, объявление ее демократическим правовым государством, функционирование которого основано на принципе разделения властей (п. 13 Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990г.).

Концепция судебной реформы в РСФСР, одобренная постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г., провозгласила необходимость глубоких преобразований в сферах законодательного регулирования, кадрового и ресурсного обеспечения, организации правоохранительной и судебной деятельности для преодоления кризиса отечественной юстиции в широком понимании этого слова. В частности, поддерживалось учреждение Конституционного Суда, предполагалось возрождение суда с участием присяжных заседателей, института мировых судей, введение судебного контроля за правомерностью заключения под стражу, утверждение принципа несменяемости судей, пересмотр ведомственных показателей работы правоохранительных органов и судов.

Основополагающие идеи Концепции судебной реформы были зафиксированы в Конституции Российской Федерации 1993 года и ряде российских законов, принимавшихся в 1991 году и последующие годы.

Первый, романтический, этап судебной реформы завершился к 1996 году, когда демократические завоевания в области судоустройства и судопроизводства были приспособлены бюрократией к ее нуждам, органы судейского сообщества стали проводниками воли судейского начальства, а председатели судов добились узаконения своего пожизненного пребывания у власти. Объем полномочий этих должностных лиц превысил разумные и безопасные для независимости их коллег пределы. Конституционный Суд Российской Федерации получил незабываемый урок в период «поэтапной конституционной реформы» 1993 года, когда деятельность Суда была насильственно приостановлена, и этот опыт наложил отпечаток на практику конституционного контроля. Демократические реформы практически не коснулись прокуратуры, органов внутренних дел и государственной безопасности, как бы ни менялись их названия.

Положительными результатами романтического этапа судебной реформы оказались:

подготовка правовых и, отчасти, организационных предпосылок возрождения судебной власти в России на демократических принципах;

Суды и общество: новый формат отношений?!

1 июля 2010 года вступил в силу Федеральный закон №262 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ". Планомерная реализации поставленных в документе задач должна оставить в прошлом такие характеристики российского общества, как правовая неграмотность, недоверие к российскому правосудию, неподсудные и несправедливые вердикты суда, правовой нигилизм.

Разработанный по инициативе президента РФ Дмитрия Медведева законопроект призван обеспечить прозрачность судебных решений. Такой эффективный механизм общественного и гражданского контроля за судебными решениями успешно действует, в частности, в США, Франции и Канаде. Преимущество России перед этими странами состоит в том, что наши сограждане могут получить интересующий их судебный документ совершенно бесплатно.

Благие намерения:

прозрачность и контроль

"Качество работы суда - это определяющий фактор демократического развития. Мы будем твердо и последовательно добиваться эффективной деятельности всей судебной системы", - резюмировал Медведев особую значимость законопроекта на Всероссийском съезде судей.

Оптимистично оценивать перспективы ФЗ №262 позволяет поддержка его судьями, которые сами поняли, насколько важна для них открытость и прозрачность судебной системы.

"Закрытие информации - это повод для обвинения в необъективности. В суде есть понимание того, что открытость и доступность - это в большей степени защита самих судей", - высказало свое консолидированное мнение судейское сообщество РФ.

Напомним, закон №262 определяет способы доступа к информации. Будут раскрыты сведения о судебной системе и судах, а также основные сведения о судьях, ответственных работниках аппарата суда. Также по закону должна быть обеспечена полная доступность информации о времени и порядке работы судов, о движении дел и заявлений в суде, включая информацию о времени и месте их рассмотрения. Планируется создание системы, позволяющей обеспечить свободный доступ населения к судебным актам.

Кому нужна открытость

судебной системы

Принцип гласности судебного процесса установлен Конституцией РФ, его осуществление обеспечивает воспитательное значение судопроизводства, повышение авторитета судебной власти и правосудия, соблюдения действующих законов.

Как показывает зарубежный опыт, общественная оценка позитивно сказывается на повышении качества работы судов, ответственности работников судебной системы, росте авторитета судебной власти. В этой связи, вполне можно ожидать, что подробное освещение решения суда, привлечение общественного внимания к нему, будет способствовать лучшему исполнению судом своих обязанностей.

Выгоды общества от реализации принципа информационной открытости судопроизводства очевидны. Однако само правосудие способно извлечь из нового формата взаимоотношений с обществом не меньше дивидендов.

Необходимость "диалога" общества и судебной системы посредством СМИ назрела давно. Конечной целью такого общения должно стать формирование благоговейного отношения к праву, что, определенно, приведет к снижению уровня преступности. Судебные эксперты рассчитывают на изменение общественного сознания в плане восприятия суда как инстанции, где можно цивилизованно решать свои проблемы.

Объясняя свои решения через СМИ, суд сможет приблизить его к пониманию простых граждан. Такое воздействие на правосознание общества будет способствовать снижению противоречия между законом и индивидуально понимаемой справедливостью. Что, в свою очередь, существенно снизит количество не мотивированных жалоб, в большинстве случаев написанных лишь от непонимания.

В целом, тесное взаимодействие правосудия со СМИ вполне способно стать действенным средством правового просвещения общественности. Повышение правовой грамотности населения приведет к существенному снижению сроков рассмотрения дел, к улучшению обоснования позиции, и как результат, к повышению качества судебного решения.

Открытость судебной системы предусматривает более эффективный самоконтроль, успешную чистку рядов. "Любое коррупционное правонарушение всегда происходит в условиях закрытости. Если мы будет развивать открытость судебной системы, это станет надежным заслоном", - заявил по этому поводу глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов.

В ноябре прошлого года в Послании Федеральному Собранию РФ президент Медведев также заметил, "чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества".

Наконец, высказывания в СМИ председателя суда, а также других судей, по различным поводам, значимым судебным процессам и прочим вопросам, сделает судью публичным лицом. Как утверждают юристы «со стажем», "если судья займет место посредника между исполнительной властью и обществом, его вес, его положение кардинально изменятся".

Недавнее прошлое

Причины закрытости судебной системы коренятся в специфичной форме организации ее работы в Советском Союзе. До начала перестройки судебная система рассматривалась исключительно как "машина для обработки и законодательной интерпретации решений, заранее принятых партией". Ее независимость стала одной из главных государственных задач еще до распада СССР.

Важные шаги для решения поставленной задачи намечены в утвержденной правительством РФ четыре года назад Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы". В документе отмечается взаимосвязь повышения качества правосудия с обеспечением гласности и открытости судопроизводства.

Точкой отсчета процесса по обеспечению информационной открытости судебной системы, наверное, стоит считать декабрь 2008 года, когда президент РФ Дмитрий Медведев на Всероссийском съезде судей предложил принять федеральный закон, расширяющий возможности граждан получать информацию о деятельности судов.

10 декабря 2008 года Госдума в заключительном третьем чтении приняла закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ", внесенный на рассмотрение палаты Верховным судом РФ.

Бесспорное настоящее

Закон еще не вступил в силу, однако успехи в реализации поставленных в нем задач очевидны уже сегодня.

Например, еще несколько лет назад наличие пресс-секретаря в судах вообще не было предусмотрено штатным расписанием: все новости о деятельности системы формировались стихийно.

В настоящее время пресс-службы есть во всех региональных судах, уровень квалификации их сотрудников по итогам анализа информационного пространства за год оценен очень высоко. Как утверждает пресс-секретарь Верховного Суда РФ Павел Одинцов, "в отдельных регионах информационные атаки на суды были весьма интенсивными, но реакция судов практически всегда была взвешенной и беспристрастной".

Уже сегодня доступ к судебной информации реализуется весьма разнообразными способами: с помощью электронной почты, Интернет-сайтов, информационных терминалов, видеоконференцсвязи, коммерческих и бесплатных правовых баз данных.

На данный момент объемы информации в информационных системах судов общей юрисдикции России оцениваются в размере около 50 миллионов единиц. Развертывание ГАС "Правосудие", призванной объединить информационные ресурсы этих судов в единое информационное пространство, должно привести к дальнейшему росту этих показателей в геометрической прогрессии.

Надо отметить, что особенно бурно развиваются сайты региональных судов, пионером среди которых можно признать сайт Мосгорсуда. В первом полугодии 2008 года его страницы посетило более 250 тысяч человек, а уже в 2009 году количество посетителей уже составило более 5-ти миллионов. Таким образом, посещаемость сайта за год возросла в десять раз. Сопоставимые показатели развития показывают и сайты других судов.

Ближайшее будущее

Очевидно, вступление закона №262 в силу 1 июля не решит в одночасье всех проблем, которые накопились во взаимоотношениях российского общества и судебной системы. Предстоит еще немалая работа, прежде чем можно будет говорить о достижении должного уровня открытости и прозрачности судебной власти в России.

Для ускорения этого процесса взаимодействие судов и СМИ должно строиться по законам двустороннего движения. Судебная система должна предоставлять полную информацию для СМИ, не выискивая поводы для закрытия тех или иных тем. А СМИ, в свою очередь, должны не только объективно освещать достижения и недостатки судебной системы, но и помогать в ее развитии, в правовом просвещении общества.

Аркадий Смолин,

обозреватель РАПСИ РИА Новости

ФИО осужденных попадут в свободный доступ

Фамилии и имена осужденных, участников судебного процесса не будут удаляться из текстов приговоров, размещаемых в Интернете с 1 июля этого года в рамках Федерального закона №262 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ».

Данный закон был принят 22 декабря 2008 года с полуторагодовалой отсрочкой на вступление в силу. С начала 2010 года в прессе, в судейском сообществе началось широкомасштабное обсуждение спорных и скользких моментов нового ФЗ. В частности, спорным выглядело размещение в открытом доступе информации об именах и фамилиях осужденных. Только в последний момент законодатели скорректировали статью 15 ФЗ №262, а также статью 1 ФЗ № 152 «О персональных данных» — изменения к данным статьям также вступили в силу с 1 июля текущего года.

prev
next

Выступление Александра Грасса на региональных праймериз

Омичи ежедневно десятки раз спрашивают о моих взглядах. Политических, экономических, социальных, жизненных. Безусловно, одной фразой здесь не ограничишься, а времени

Читать далее

Для того и кремний, чтобы проверить нас на прочность

«У нас вчера вечером расклеили листовки по всем подъездам, что, оказывается, за нашими домами за Стрельникова (я живу на Заозерной) на

Читать далее

ЗАДАЙ ВОПРОС

ПРОФЕССИОНАЛУ

бесплатно!

- заполни заявку

Добавить информацию
в банк данных

- адвокат
- юрист
- организация

Рейтинг "ТП"

ДАЙ СВОЮ ОЦЕНКУ…

СУДЬЕ
ПРОКУРОРУ
ПОЛИЦЕЙСКОМУ
АДВОКАТУ
НОТАРИУСУ
ЮРИСТУ
ПРАВОЗАЩИТНИКУ
АРБИТРАЖНОМУ УПРАВЛЯЮЩЕМУ
ЧИНОВНИКУ
СУДЕБНОМУ ПРИСТАВУ
НАЛОГОВОМУ ИНСПЕКТОРУ

Добавить Персону

Обратная связь

Ваше мнение

Почему чиновники игнорируют Закон?