logo
Баннер
Баннер

От первого лица

Александр Грасс
тел: 606377, 89083193173
Задать вопрос

Подробнее

prev
next

«Самозанятость» как форма коррупции?!

Задавшись вопросом в столь необычной постановке (он вынесен в заголовок статьи), мы не преследуем цель кого-то опорочить, посеять сомнение

Читать далее

Народный ответ – «дорожному беспределу»

Мне понравилась рубрика «народные новости», точнее ее направленность. Что-то из серии «защити себя сам». Действительно, сегодня многие на себе ощущают

Читать далее

Кто «кошмарит» омскую экологию?!

Ежегодно пятого июня отмечается Всемирный день окружающей среды или, как принято называть его, День эколога. В мире его празднуют с

Читать далее
Баннер

Проголосовать

Как Вы считаете, Вам нужен персональный адвокат?

Объявление

Ю Р И Д И Ч Е С К И Й

А У Т С О Р С И Н Г

(юридическое обслуживание

организаций)

за 5 000 рублей в месяц

тел.: 8-913-972-45-99

добавить объявление


Гражданское общество

Знаете ли Вы своего депутата?

Партнеры

ОКНА ПВХ, ЖАЛЮЗИ, ЛОДЖИИ

Выезд специалиста, замер, рекомендации, дизайн.
Защита прав потребителя. Гарантия качества.
тел: 8-913-966-39-22

Подробнее о размещении рекламы.

«Для меня звонок с урока – неожиданность»

Этот материал я написал лет пять назад. Написал для души, для хорошего человека, о хорошем человеке. К сожалению, целиком опубликовать в местной прессе статью не получилось. У нас как-то стало принято под каждым журналистским опусом видеть «заинтересованность», «заказ», «политику». Создается впечатление, что возвращаются многократно охаянные времена «застоя» и «тотальной цензуры».  Конечно, много пришлось за эти годы написать «в стол», ведь каждый по настоящему интересный журналистский материал кому-нибудь да покажется «опасным», «конфликтным», «несвоевременным». Но иногда, перебирая папки с рукописями, ловишь себя на мысли, а почему чье-то мнение должно быть мерилом, если ты искренне хочешь рассказать людям о Добре, о Судьбе, о Счастье…

Омская область – многонациональна. Но представителю каждой нации здесь находится место для проживания, учебы, общения, предоставлены условия для сохранения национальной идентичности.

Второе место в России (после Алтайского края) занимает Омская область по числу проживающих российских немцев. Отсюда то внимание, которое уделяется местными органами власти, общественными формированиями для сохранения и развития культуры этого самобытного этноса. Сегодня в 22-х районах области для омичей работают курсы по углубленному изучению немецкого языка, создано 42 центра встреч, ежегодно 50-ти сельским школам оказывается материальная поддержка. В этом году 20 сельских школ получили телевизоры и видеомагнитофоны для повышения качества преподавания и технической оснащенности курсов немецкого языка, учителя, работающие на курсах, получили в пользование современные магнитофоны с проигрывателем компакт дисков. С 2000 года более 20 000 человек стали полноценными участниками программы «Breitenarbeit», которая реализуется под патронажем правительства Германии и его официального представителя – Общества технического сотрудничества (GTZ).

В настоящее время программу обслуживают 128 учителей из вузов, институтов и школ Омска и Омской области. Четыре раза в год они собираются с целью повышения квалификации, ознакомления с новейшими методиками и дидактическими разработками, новой литературой.

 

Среди тех, кто оказывает посильный вклад в развитие немецкого языка, становление культуры российских немцев есть много удивительных и достойных людей. Сегодня хотелось бы остановиться на одном из них. Как говорится, есть повод. Да, еще какой! В этом году руководитель курсов немецкого языка из с. Боголюбовка Любинского района, учитель иностранного языка местной средней школы Валентина Владимировна Морозова отмечает …50-летие педагогической деятельности. Наш корреспондент встретился с юбиляром, ее коллегами друзьями…

 

Согласитесь, 50 лет дата серьезная. А для педагогического стажа – удивительная. Если учесть, какие условия труда у сельского учителя, какие реформы обрушились в последние десятилетия на наше образование, то пятьдесят лет учительского стажа можно смело приравнять к трудовому подвигу. Конечно, не в наших силах раздавать правительственные награды, но в наших – сказать огромное человеческое «спасибо», в наших – познакомить с этим удивительным человеком наших читателей…

Еще в школе Валентина Визе (такую фамилию носила наша героиня до замужества) определилась с профессией. Ей нравились дети, нравились языки (на немецком говорила с детства), нравились уроки, на которых узнаешь так много интересного и нового. Поэтому в 1954 году сразу после окончания школы она поступает в Омский педагогический институт на иняз и начинает преподавать в родной Пролетарской школе.

Из характеристики учителя иностранного языка Пролетарской восьмилетней школы В.В. Морозовой

«…Валентина Владимировна работала в Пролетарской восьмилетней школе с 1954 по 1974 год. Это опытный педагог, мастер своего дела, имеющий высокий уровень владения преподаваемым языком. Умение передать знания учащимся, требовательность, умение заинтересовать школьников изучение иностранно языка, доброжелательность, педагогический такт, умение организовать интересный урок, любовь к профессии, терпение и настойчивость, понимание детей, чувство юмора, трудолюбие, артистичность, музыкальные способности – вот какими хорошими и очень нужными качествами владеет Валентина Владимировна».

В школу ее взяли без разговоров и формальностей. Учителя еще во время учебы обратили внимание на девочку, которая, имея хорошие знания и тягу к учебе, без долгих разговоров, искренне помогала одноклассникам. И начался путь длиною в полвека.

Не мудрено, что на нем пришлось столкнуться со всяким: и хорошие были события в жизни и не очень, но одному признательна Валентина Владимировна: «в основном меня окружали добрые отзывчивые люди». Конечно, самую солидную учительскую базу дали коллеги из Пролетарской школы. До сих пор эта школа является одной из лучших в Омской области. По показателям поступления в вуз выпускников, по медалистам, по слаженности работы педагогического коллектива.

«Именно в Пролетарке я увидела, какими чертами должен обладать настоящий учитель. Во-первых, неспособных учеников не бывает – в каждом человеке заложены способности, есть талант. Наша задача – выявить их, заставить ребенка поверить в свои силы. Иногда – вовремя похвалить, иногда – нестандартно провести урок, заинтересовать.

Во-вторых, учить нужно добросовестно. Дети душой чувствуют, если учитель «отбывает номер». В-третьих, учитель не должен быть малодушным. Если что-то не получается, то нельзя списывать свои неудачи на условия, детей, обстоятельства. Если плохо получается – сам виноват, ищи причину прежде всего в себе. Каждый должен уметь самостоятельно решать свои проблемы. На людях ты должен быть веселым, подтянутым».

Наверное, и в жизни Валентины Владимировны были сложные моменты, когда было тяжело, когда хотелось все бросить, когда опускались руки от безысходности, но никто не видел ее в смятении, беспомощной. А такие времена, безусловно, были. Когда мать пятерых детей (!) успевала с улыбкой отучить школьников, провести дополнительные занятия, в перерыве сбегать домой накормить своих ребятишек, сготовить обед мужу. А вечером провести заседание женсовета поселка, организовать посиделки, «голубой огонек» или кружок самодеятельности. «Жалею, что уделяла мало времени своим детям. Но время было такое: декрет – два месяца и на работу, да и общественная деятельность была у нас на первом плане». И это говорит человек, который подготовил всех пятерых детей к поступлению в вуз, который развил в них самые лучшие черты характера, который и сейчас остается для них самым важным, авторитетным и добрым человеком!

«Валентина Владимировна  Морозова – «Учитель» именно с большой буквы. Таким людям при жизни нужно ставить памятник. Поражаемся тому оптимизму и силе духа, который ей присущ. Что бы ни случилось в семье, дома этот человек всегда приветлив, всегда улыбается. А какие она проводит уроки! Мы, молодые учителя, удивляемся её изобретательности и таланту. Валентина Владимировна может установить контакт с любыми учениками. Самый отъявленный хулиган у неё становится прилежным, послушным учеником.

Уже несколько лет она ведет курсы по дополнительному изучению немецкого языка, что очень помогает ребятам в дальнейшем обучении. Выпускники школы при встрече всегда отмечают, что самые твердые знания у них по предмету Валентины Владимировны.

На какой бы должности не трудилась В.В. Морозова – простым учителем, руководителем методобъединения учителей, в администрации школы – она никогда не откажет в помощи, всегда поможет советом. Ее вклад в развитие Боголюбовской школы не оценим. Мы искренне хотим, чтобы этот человек проработал рядом с нами еще не один год».

Это уже отзыв о Валентине Владимировны директора Боголюбовской средней школы Любинского района Омской области Л.Э. Файферт. С этой школой связаны еще двадцать лет учительской жизни В.В. Морозовой. С 1987 года она на заслуженном отдыхе, но продолжает работать.

«Уйду с работы, как только поймаю себя на мысли, что жду звонка с урока» – так Валентина Владимировна ответила на моё искреннее удивление ее профессиональным долголетием. Впрочем, встретившись с юбиляром, я не переставал удивляться с первой минуты. Даже не солидному педагогическому стажу, а каждой мысли моей собеседницы: здравой, простой, искренней.

«Для меня звонок с урока – неожиданность» - продолжила Валентина Владимировна. «Так было всегда. Сначала – когда училась сама, теперь – когда учу детей. Мне придает силы чувство ответственности: государство дало мне образование, я должна передать свои знания людям. Это ведь само собой разумеющееся».

Разделил мое восхищение и еще один мой собеседник. В 1970 году Владимир Иосифович Лягушников, вернувшись из армии, пошел работать в Пролетарскую школу. «Трудно было поначалу, - вспоминает Владимир Иосифович. Не исключено, что так и не стал бы я учителем, если бы рядом не оказалась Валентина Владимировна. Есть у нее одна исключительная черта – отзывчивость. Видит, что человеку трудно, плохо – она непременно поможет. Вот и у меня опыта работы с детьми не было вообще, а она помогла. Тактично, уважительно.

А еще меня поражает в Валентине Владимировне энергия. Она успевает везде: и уроки провести, и с отстающими позаниматься, и факультатив провести. Дома обед приготовить, своим детям (теперь внукам) время уделить, да еще веселые посиделки в селе организовать! Что удивительно, с годами этой положительной энергии не становится меньше – человек она такой, от Бога! Она, несмотря на круг обязанностей, всегда выполняет свое дело честно и профессионально».

Об искренности слов нашего собеседника может сказать такой эпизод. Когда вслед за мужем Валентина Владимировна перешла работать из Пролетарской школы в Боголюбовскую, туда же, получив приглашение, перешел работать и Владимир Иосифович. «Я согласился с легкостью, потому что знал, что если рядом будет Валентина Владимировна, то она поможет преодолеть любые трудности».

- Валентина Владимировна, откуда у вас столько жизненной энергии, знания жизни? - спросил я юбиляра.

- От Бога, наверное. Я люблю все живое вокруг: людей, траву, небо, солнце, лес. Мне кажется, что во всем заложено столько мудрости, жизненной силы. Утром выходишь в сад и видишь как каждый кустарник, каждый цветок приветствует тебя, тянется к тебе. Видеть, чувствовать это – огромное счастье, за которое я благодарна судьбе.

- У вас очень вкусное варенье…

- В прошлом году собрала за один день шесть ведер земляники. Варенье, действительно, получилось на славу. А вот внуки очень любят мой сок, дочери – торты, муж – буженину, сыновья – солонину. Вы посмотрите, какой у нас сад! Мне очень нравится заниматься домашним хозяйством.

Но и это не все таланты Валентины Владимировны. Хотя она скромно называет это – хобби, оставшееся от деда. С детства она помогала ему на пасеке. Теперь пчелы – ее страсть. Она искренне, как ребенок, восхищается умению пчел организовать свою семью, распределить обязанности. Она может долго рассказывать о  трудолюбии пчел, о завораживающем своей красотой полете шмеля.

- Валентина Владимировна, а если бы представилась возможность, изменили бы вы что-нибудь в своей жизни?

- Нет. Я считаю, каждый сам строит свою жизнь и все, что сделано – это с нашим участием, с нашего «благословения». А я благодарна Богу за то, что на моем жизненном пути мне попадались добрые, отзывчивые люди. За то, что я прожила жизнь легко и складно.

- Валентина Владимировна, изменилось что-то в преподавании языков?

- Конечно. Шестой год преподаю на курсах «Breitenarbeit». Магнитофон, простой и видео, телевизор, прекрасные наглядные пособия, газеты, журналы – все это позволяет изучать язык на более высоком уровне, с большим интересом.

Из характеристики преподавателя курсов немецкого языка Омского филиала ЗАО «Общество развития Новосибирск» В.В. Морозовой

«Обладает высокими организаторскими и коммуникативными способностями, показала практическое владение немецким языком, знание инновационных подходов к методике преподавания немецкого языка. Эффективность работы Валентины Владимировны обеспечивает глубокое знание культурных и национальных особенностей народа изучаемого языка, групп».

… Конечно, за 50 лет многое изменилось. Наверное, несколько иным стало и отношение нынешней молодежи, родителей к школе. Другие ценности насаждаются сейчас в обществе. Но Валентина Владимировна не замечает этого. Может быть, и в этом сила ее человеческого обаяния, источник жизненной энергии. Она продолжает вкладывать всю душу в каждый урок, в каждого ученика, выполняя свой профессиональный долг, реализуя свое человеческое предназначение перед обществом, собой. Вопреки обстоятельствам, мнениям, моде. И подобное отношение Валентины Владимировны не проходит бесследно. Коллеги, родители удивляются, как в непоседливом, а иногда и хулиганистом подростке, ей удается найти примерного ученика, заинтересованного слушателя, талантливого организатора. Любят ее дети! И это взаимно. В каждом слове Валентины Владимировны, в каждом эпизоде ее жизни ощущается возвышенное отношение к человеку, природе, всему живому.

… Для многих работа всего лишь источник существования. Пенсия – желанная пора заняться собой, отдохнуть. Но и в этом Валентина Владимировна Морозова исключение. Никто в Боголюбовке не сомневается, что 1 сентября ее вновь увидят в школе. Как всегда подтянутую, с огоньком в глазах, в окружении детей, родителей, учителей. Для нее звонок с урока все еще неожиданность …

Александр Грасс.

Последние статьи
prev
next

Выступление Александра Грасса на региональных праймериз

Омичи ежедневно десятки раз спрашивают о моих взглядах. Политических, экономических, социальных, жизненных. Безусловно, одной фразой здесь не ограничишься, а времени

Читать далее

Для того и кремний, чтобы проверить нас на прочность

«У нас вчера вечером расклеили листовки по всем подъездам, что, оказывается, за нашими домами за Стрельникова (я живу на Заозерной) на

Читать далее

ЗАДАЙ ВОПРОС

ПРОФЕССИОНАЛУ

бесплатно!

- заполни заявку

Добавить информацию
в банк данных

- адвокат
- юрист
- организация

Рейтинг "ТП"

ДАЙ СВОЮ ОЦЕНКУ…

СУДЬЕ
ПРОКУРОРУ
ПОЛИЦЕЙСКОМУ
АДВОКАТУ
НОТАРИУСУ
ЮРИСТУ
ПРАВОЗАЩИТНИКУ
АРБИТРАЖНОМУ УПРАВЛЯЮЩЕМУ
ЧИНОВНИКУ
СУДЕБНОМУ ПРИСТАВУ
НАЛОГОВОМУ ИНСПЕКТОРУ

Добавить Персону

Обратная связь

Ваше мнение

Почему чиновники игнорируют Закон?

Дискуссии