Строители из Омска «вляпались» в питерский коррупционный скандал?!

+ 45
- 7

Который год строительная индустрия регионов РФ, будучи локомотивом развития экономики, не может набрать скорость…

«Нет пророков в своем Отечестве» - известное изречение из Библии находит все новые и новые подтверждения в новейшей истории.

Строительные компании Омского региона, позитивно зарекомендовавшие себя уникальными проектами и наработками, вынуждены искать приложение сил за пределами…

Сибири.

При этом передовой производственный опыт в основном печален своим финалом (см. ВНИМАНИЕ: Грабеж на... большой Питерской дороге!!! https://grass-omsk.livejournal.com/507286.html).

Взлетевший на сочинский Олимп и дальневосточные сопки «Мостовик» почил в бозе политических и коррупционных скандалов. ОАО «Омскнефтепроводстрой» до сих пор отбивается от рейдерских атак местных «решал» и «кланов». ООО «Стройинвест», привлеченный к реализации «Газпромовского» проекта «Хоккейная академия «Авангард»… атакован сомнительными должниками, с прицелом на жесткий вариант банкротства!

И с другими местными игроками на профессиональном строительном рынке истории

не лучше.

Как пример, можно привести «свежую» историю с известной компанией ООО «Группа предприятий «Геомастер».

Путе- и водопроводы любого уровня сложности покорялись омичам не только в сельской глубинке Прииртышья, но и на просторах всей России.

Год назад под триумф телекамер и под аплодисменты благодарных потребителей под Санкт-Петербургом открывали «Путепровод на перегоне Выборг-Таммисуо участка Выборг-Каменногорск». Среди тех, кто добывал славу питерским дорожникам и чиновникам, омское ООО «ГП «Геомастер» на особом счету.

Правда про омичей, про их вклад, про их ратный труд и маленький мирный подвиг здесь не было сказано ни одного слова.

Даже намека…

При этом все основные работы при реализации проекта «Строительство автодорожного путепровода на перегоне Выборг-Таммисуо участка Выборг-Каменногорск».

были выполнены, так называемыми, «субподрядчиками».

Одни взрывали породы, обеспечивали проходку в скалистой местности, а другие строили. Дорожное полотно, дренаж, ливневку, гидроотводы, перекладывали водопроводы, электромагистрали.

Вопреки природному ландшафту из гранитного

панциря.

В итоге Выборгский объект был построен и сдан в эксплуатацию.

Особая гордость местных властей – виадук, пробитый в скальных породах. Однако, с исполнителями до конца не рассчитались. В ход пошла известная схема Остапа Бендера по «сравнительно честному отъему денег».

На первоначальных этапах строительства генподрядчик щедро субсидирует работы, не переставая, впрочем, жестко контролировать целевой и ценовой характер траншей. Под занавес стройки, когда наступает традиционный «период аврала»,  субподрядчики при наличии материалов, своей техники и своей рабсилы «добивают» объект под «честное слово» партнера, учитывая политику, репутацию, условия госконтракта.

После этого про исполнителей… «забывают». Иногда –

напрочь.

Нечто схожее произошло при реализации Выборгского проекта с ООО «ГП «Геомастер» из Омска.

В то время, когда вокруг сдачи знакового для региона №47 объекта крутились телекамеры и раздавались приветственные слова губернатора Ленинградской области, руководителя Заказчика – председателя облКомитета по дорожному строительству и Генподрядчика из ООО «Дортекс», рядовые исполнители проекта занимались весьма не праздничной, а хлопотной для них

«рутиной»

Торжественная «помпа» и отчет в СМИ намекали субподрядчикам, что оставшуюся задолженность за выполненные работы им… «простили»!

Представляя какие негативные правовые последствия могут их ожидать в случае бездействия, ООО «ГП Геомастер», как положено, направляет в адрес ООО «Дортекс» официальную претензию.

«Заказным письмом», «с описью вложения» – все,

как положено.

В тексте обращения – напоминание о неисполненных долговых обязательствах на «скромную» сумму в 114 млн рублей («всего» с учетом процентов и неустойки – почти 145 млн рублей).

Для понимания, эта сумма – почти четверть от бюджета строительства, который пришелся на омичей. А в целом омичи освоили почти половину от суммарной стоимости всего строительства (880 млн рублей).

Это в финансовом выражении.

В целевом исчислении 114 млн – это как раз сумма невыплаченных предприятием за два года налогов и сборов и «зависшая» заработная плата персонала, задействованного на питерском строительстве.

По сути, речь идет о той сумме, которая позволяет предприятию по итогам громкого проекта не…

сработать в минус!

Претензия субподрядчика остается без ответа. «Дортекс» на нее просто не реагирует.

«ГП Геомастер» вынужден был в июле 2018 года обратиться в Арбитражный суд.

Впрочем, и Фемида Северной столицы была на редкость холодна и немногословна к доводам заявителя из Западной Сибири.

Сначала Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (дело № А56-83617/2018, судья Сергеев О.Н., см. http://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/a3872689-21eb-4320-b45b-29b260529b5d/ed585552-cbb0-4e05-b2f7-5d010c5be361/A56-83617-2018_20190206_Reshenie.pdf?isAddStamp=True) отказывает «Геомастеру» в удовлетворении иска.

Мотивация весьма спорная.

Арбитраж полностью принимает «на веру» доводы и расчеты местной компании «Дортекс». О претензии субподрядчика, направленной еще в феврале 2017-го, об отсутствии на нее реакции должника в тексте решения, вообще,

нет ни слова.

Нужно отдать должное, что первая инстанция отказала и «Дортексу» в принятии «встречного искового заявления».

Генподрядчик выборгского строительства пытался взыскать с омичей авансовые платежи, которые, кстати сказать, были полностью потрачены на приобретение стройматериалов и на обустройство стройбазы. Все денежные и банковские переводы осуществлялись под непосредственным контролем бухгалтера «Дортекса» Игоря Рыкова (в дальнейшем – гендиректора фирмы-должника).

Не редко приобретение тех или иных «позиций» по смете строительства обходилось госбюджету дороже, чем приобретение той же номенклатуры

на свободном рынке.

Суд второй инстанции «засилил» решение коллеги, не особо вникая в основные доводы апелляционной жалобы истца (см. http://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/a3872689-21eb-4320-b45b-29b260529b5d/154b992b-54f7-4d3f-b7f8-8f281129a03d/A56-83617-2018_20190418_Postanovlenie_apelljacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True).

Между тем, и на стадии основного судебного следствия и на стадии обжалования юрист Сергей Захаров и директор ООО «ГП Геомастер» Сергей Тишков «просили» у Фемиды малого: назначить комиссионную строительную экспертизу и определить степень участия их компании в общем объеме выполненных и принятых государством

по смете работ.

В двух инстанциях питерской арбитражной Фемиды непосредственного исполнителя по этому требованию «бортанули».

Видимо, для понимания, почему судебные инстанции столь поверхностно относятся к разбору перипетий хозяйственных отношений на важных строительных объектах Ленинградского региона, следует несколько слов сказать об ответчике – компании

ООО «Дортекс».

Фирма зарегистрирована в 2011 году в Санкт-Петербурге. Уставной капитал – 10 000 рублей.

Однако, это не мешает компании быть активным участником серьезных тендеров и победителем 17-ти госконтрактов на общую сумму около 4 млрд рублей. В основном это «47-ой регион» (Ленинградская область) и один и тот же «заказчик» - ГКУ «Ленавтодор» (10 госконтрактов на сумму 2,8 млрд рублей).

Правда, в «активе» предприятия и другие «записи гражданского состояния». Например, 167-мь (!) отметок по судебным и исполнительским делам. В основном ООО фигурирует в роли ответчика по заявленным требованиям материального характера.

До 2018 года организации чудесным образом удавалось «отбиваться» в судах от

исков «кредиторов».

Но, видимо, важнее другие обстоятельства, которые в последнее время «сгущаются» и вокруг «Дортекса» и вокруг Комитета по дорожному строительству администрации Ленинградской области – куратора проектов ГКУ «Ленавтодор» и ООО «Дортекс».

Дело в том, что до 2016 года единственным учредителем ООО «Дортекс» выступал некто Олег Зеваков. Понятно, что бизнесмен, став депутатом Законодательного собрания Ленинградской области, отошел от коммерческих дел и интересов. Но, как поговаривают местные СМИ, лишь формально: должность гендиректора и 100%-ый пакет акций ООО отошли бухгалтеру Игорю Рыкову.

Это он теперь часто мелькает на экранах ТВ и Ю-туба. Сначала – с речами на открытии знаковых строек, а теперь – с комментариями порции очередных «слухов» и «домыслов» в отношении фирмы, аффилированной с местным

«депутатом-коммерсом».

Дела у «Дортекса» и еще одной компании («ЭСКО» - автор), которые контролирует народный избранник Зеваков, пошли «под откос».

Сейчас, как полагают многие, уже не отвертеться: многомиллионные претензии к ним предъявило государство в лице налоговых органов.

Так, по версии сайта https://www.dp.ru/, «В конце марта — начале апреля Межрайонная инспекция ФНС России № 16 по Санкт–Петербургу приостановила операции по счетам компании «ЭСКО» в четырех банках: Промсвязьбанке, БКФ, Локо, и Сбербанке. У «Дортекса» счета заблокировали еще раньше — сразу в шести банках» (цитата – см. https://www.dp.ru/a/2019/04/16/Dve_bedi_dorogi_i_dolgi «Две беды: дороги и долги. Над дорожными подрядчиками Ленобласти нависла угроза банкротства»). Тем не менее, все это только

«следствие».

Впрочем, «правая рука» депутата ЗСЛО И.Б.Рыков считает, что «нет поводов для беспокойства», «это – рядовая ситуация», «сегодня – заблокировали счета, завтра – разблокируют».

А вот журналисты, понимающие толк в «теневых схемах» и в их неотвратимых уголовных последствиях, предполагают, что проблемы у фирм, аффилированных с Зеваковым, более чем серьезные. И связывают их с закономерным продолжением истории конца 2018-го года, когда в декабре сотрудники УФСБ произвели выемку в КДХ Ленинградской области. Интерес у контрразведчиков вполне конкретный – документы, «касающиеся строительства путепроводов компаниями «Пилон» и «Дортекс».  (цитата - см. https://delta.news/m/article/id:831 «Областной дорожный комитет лишился зампреда из ФСБ»). А вот это, можно предположить,

уже «причина».

Как полагают анонимные эксперты, предысторией интереса «чекистов» к детищам местного политика стали арбитражные судебные процессы вокруг объектов дорожного строительства и образовавшиеся долговые обязательств с субпорядчиками.

Ситуация, если отвлечься от нюансов, банальна по своей сути.

«Пришлые» фирмы, привлеченные для фактической реализации проектов (для «черновой работы»), свои обязательства выполнили: Ленобласть и губернатор отчитались перед Федеральным центром, бюджетом, населением об открытии, того же, «Выборгского виадука» и «Путепровода на перегоне Выборг-Таммисуо участка».

Получили свою долю славы и авторитета, а про рядовых исполнителей

«забыли».

Те обратились в суд. И это не только упомянутое выше омское ООО «ГП Геомастер». Есть и другие «недовольные» и «забытые».

Например, ООО «Спецвзрывпром». Промышленные проходчики требуют по суду с ООО «Дортекс» 26,6 млн рублей за взрывные работы, выполненные на том же печальном» для субподрядчиков объекте – «Выборгском виадуке».

Это на фоне прорубленного ООО «Спецвзрывпромом» в скале прохода губернатор Ленобласти рапортовал о «сдавшейся на милость человеку стихии», о «неимоверных усилиях рабочих», о том, что «наши строители тверже гранита». Но все это «перевесила» другая, рукотворная, – чиновничья! – стихия. Такая, как

необязательность и неплатежи.

Если с омичами должник не счел нужным общаться в претензионном порядке, то взрывникам поставили в вину то, что они, якобы, «пробили скалу не направленными взрывами, а… гидромолотами». Те оппонируют, что в этом случае такой способ преодоления преграды не реален. Но их не слышат. Пока не слышат.

Впрочем, вопрос-то в другом: как это отражается на оплате и на результате?! Позитивный результат был достигнут субподрядчиком. В срок и, как утверждает первое лицо Ленобласти,

«отменного качества».

Судебные тяжбы с подробным раскрытием механизма финансирования и сметного регламента, похоже, не остались без внимания компетентных органов.

Ведь в ходе арбитражных процессов помимо «повисших» долговых обязательств стороны подробно обсуждали и иные вопросы. Например, почему очередной тендер выиграло именно ООО «Дортекс», почему отдельные позиции сметы «заточены» под конкретных «поставщиков услуг и продукции», почему те или иные виды работ рассчитаны исключительно на «скрытую составляющую», почему, как бы, «передовые проекты» ориентированы на устаревшие и более дорогие методики и технологии?!

Не исключено, что именно эти вопросы накопились к чиновникам из облЛенправительства. Не они ли курировали фирмы «своего» депутата, щедро отпускали ему бюджетные транши и сквозь пальцы смотрели на его финансовые «художества»

с партнерами?!

Вполне возможно, что более высокие судебные инстанции, далекие от интересов чиновников Ленобласти, от схем народного избранника Зевакова и его бизнеса, поставят во главу угла здравый смысл и результаты работы конкретных исполнителей.

Ведь важные объекты инфраструктуры регионов строят не «фирмы-прокладки» и «однодневки», не громко рапортующие об успехах чиновники, а самые обыкновенные «работяги» из провинции. С мозолистым руками, с въедливым умом и с громадным практическим опытом. Те, кто раз за разом оказывается один н один с коррупционной стихией. Которых каждый норовит «кинуть». И с которых государство потом еще требует налоги, а трудовые коллективы, их семьи и дети, – средства.

На жизнь.

Александр Грасс,

независимый журналист,

специально для авторского блога

Последние статьи