Медведев обозначил направления судебной реформы

Фото с сайта www.kremlin.ru

Д.А.Медведев: «От того, насколько материально благополучен судья, зависит качество отправления им правосудия»

Президент РФ Дмитрий Медведев в июле 2010 года в Санкт-Петербурге обсудил состояние судебной системы и перспективы ее развития с руководителями высших судов, Генпрокуратуры и Минюста.

По информации пресс-службы Кремля, в своем выступлении Дмитрий Медведев обозначил ряд направлений деятельности по совершенствованию судебной системы.

Ключевой задачей остается повышение профессионального уровня судейских кадров.

Президент также считает, что граждане и представители общественности должны более активно участвовать в оценке деятельности судей, а сама судебная система должна стать более прозрачной и открытой. Кстати говоря, серьезный шаг к повышению открытости российской судебной системы уже сделан: в июне этого года заработал сервис Президиум-онлайн, благодаря которому любой желающий может посмотреть, как проходят заседания Президиума ВАС России. Право.Ru сообщало об этом.

По мнению Медведева, в совершенствовании нуждается и механизм привлечения граждан к отправлению правосудия в качестве присяжных.

Системные меры нужны для рационального распределения полномочий между видами судов и уровнями судебной системы. Снижение нагрузки на суды станет возможным, если будут укреплены специальные процедуры и институты досудебного и внесудебного урегулирования административных споров.

Дмитрий Медведев считает необходимым внести изменения в Гражданский процессуальный кодекс, которые позволят модернизировать судебный процесс в судах общей юрисдикции.

Необходимо упорядочить процесс рассмотрения судами административных дел, связанных с защитой прав физических и юридических лиц, а также споров между субъектами публичных правоотношений.

Более действенным должен стать механизм исполнения судебных решений, а также их учета в практике правоприменителей.

Дмитрий Медведев также провел совещание по вопросам финансирования судебной системы.

Ниже следует текст вступительного слова президента:

" Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги! У нас сегодня несколько необычное совещание по судебной системе. В отличие от традиционных совещаний, которые мы достаточно регулярно проводим в Москве, у нас сегодня выездная сессия, причем в Петербурге, и проводим мы его в здании Конституционного Суда. Поэтому вполне логично, что здесь не только руководители нашей судебной системы, но и судьи Конституционного Суда.

Когда я сюда летел, я подумал, что было бы, наверное, не очень вежливо напроситься в гости только в Конституционный Суд и не посетить другие суды. Если наши коллеги не будут возражать, то мы следующие совещания могли бы провести в Верховном Суде, Высшем Арбитражном Суде — просто для того, чтобы лучше чувствовать обстановку. А Конституционный Суд и место особое занимает, и расположен вне Москвы, мы сегодня здесь сможем обменяться впечатлениями по перспективам развития судебной системы, совершенствованию судебной системы в нашей стране.

Вы знаете, что я этой темой специально занимаюсь — не потому, что у меня юридическое образование и я долгое время работал юристом, — потому, что я считаю, что от того, как будет работать наша судебная система, в нашей стране много зависит: и самочувствие наших граждан, их уверенность в том, что их права не будут нарушены, а если они нарушены, то они будут восстановлены, и инвестиционный климат, и в конечном счете авторитет и репутация нашей страны как современного и развивающегося быстрыми темпами государства.

В последние годы именно поэтому у нас был принят целый ряд законов, которые обеспечивают соблюдение в этой сфере международных стандартов. Надеюсь, что повысилось и качество правосудия благодаря последовательной реализации федеральной программы "Развитие судебной системы России" на период с 2007 по 2011 годы. Укрепилась материально-техническая база судов. Заметно выросли зарплаты судей и сотрудников аппаратов. По судьям я помню, как мы это все начинали, как это все по-разному воспринималось. Я и в тот период, когда мы это обсуждали, и сегодня исхожу из того, что судейская работа — это венец юридической карьеры. И от того, насколько материально благополучен судья, зависит качество отправления им правосудия.

Созданы новые институты, включая институт Дисциплинарного судебного присутствия. С 4 мая вступил в силу закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок". Этот закон был разработан с учетом международных рекомендаций, в том числе опыта Европейского суда по правам человека. Он уже начал применяться на практике. Надеюсь, что он будет помогать созданию именно современной судебной системы.

Сегодня у судебной власти достаточно гарантий для самостоятельного и эффективного функционирования. Вместе с тем организационная структура продолжает совершенствоваться. Мы приняли решение о ликвидации односоставных районных судов и городских судов. Создается их укрупненная сеть. Одновременно, чтобы не ухудшить доступ к правосудию, увеличено количество мировых судей, количество участков для мировых судей.

Для окончательного определения статуса и полномочий всех составных частей судебной системы разработан и принят в первом чтении проект федерального конституционного закона о судах общей юрисдикции.

Он, напомню, предусматривает оптимизацию структуры судов общей юрисдикции. Наиболее существенным изменением является долгожданное создание апелляционной коллегии Верховного Суда и наделение полномочиями по рассмотрению дел в апелляционном порядке судебных коллегий в федеральных судах общей юрисдикции областного уровня.

Напомню также, что в первом чтении принят законопроект о внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс в связи с введением апелляции. Соответственно изменяется роль кассационной и надзорной инстанций в гражданском процессе. Это позволит принимать окончательные решения по делу в судах второй инстанции.

Мною также внесен в Думу и проект закона об изменениях в Уголовно-процессуальный кодекс, также направленный на урегулирование апелляционного порядка пересмотра решений судов общей юрисдикции и изменение рассмотрения дел в кассационной и надзорной инстанциях в уголовном судопроизводстве. Фактически с принятием названных законов, а это будет уже осенью этого года, в осеннюю сессию, завершится один из важнейших этапов в законодательном обеспечении судебной реформы в нашей стране.

В апелляционную инстанцию потребуется назначить около 1500 судей. Поэтому мы сейчас установили для себя подготовительный период. Напомню, он длится по гражданским делам до 1 января 2012 года, а по уголовным делам — до 1 января 2013 года. И в этот период нужно привести в порядок всю систему: осуществить организационные, материально-финансовые и кадровые мероприятия.

Еще одной ключевой задачей остается повышение профессионального уровня судейских кадров. Считаю, что кандидатам на должность судьи должны быть созданы условия для специализированной подготовки к их судебной деятельности. Кандидат должен быть не только профессионально пригоден к судебной работе, но и быть готов к такой работе по моральным качествам.

Напомню, что в 2009 году был принят закон, согласно которому все федеральные судьи назначаются без ограничения срока полномочий, установлен целый ряд дополнительных требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи и к судьям, включая предоставление сведений о доходах и имуществе. Считаю, что наши граждане, представители общественности должны более активно участвовать в оценке деятельности судей. Их мнение может, к примеру, учитываться при назначении мировых судей.

В совершенствовании нуждается и механизм привлечения граждан к отправлению правосудия в качестве присяжных.

Системные меры нужны для рационального распределения полномочий между видами судов и уровнями судебной системы. Необходимо — и мы об этом договаривались с коллегами во время предыдущих встреч — совершенствовать систему внесудебного и досудебного порядка урегулирования споров: прежде всего, конечно, гражданских, коммерческих, семейных, трудовых. Такие возможности дает закон об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника, так называемой процедуре медиации. Институт медиации впервые вводится в нашей стране и направлен на формирование новой культуры разрешения споров.

Снижение нагрузки на суды станет возможным, если будут укреплены специальные процедуры и, конечно, институты досудебного и внесудебного урегулирования административных споров. Такие процедуры должны быть простыми, понятными и открытыми для заявителей. Споров таких у нас предостаточно.

В июле этого года приняты изменения в Арбитражный процессуальный кодекс, касающиеся обязательной аудиозаписи судебного заседания, подачи заявлений в арбитражный суд в электронной форме, использования электронной почты. Это впервые сделано, и это соответствует современным тенденциям в развитии правосудия по гражданским делам. Думаю, что эти изменения ускорят арбитражный процесс, сделают его более современным.

Считаю также, что модернизация судебного процесса нужна и в судах общей юрисдикции. И подобные процессуальные изменения в перспективе можно было бы ввести и в Гражданский процессуальный кодекс.

Необходимо упорядочить процесс рассмотрения судами административных дел, связанных с защитой прав физических и юридических лиц, а также споров между субъектами публичных правоотношений. Так, законопроект о судах общей юрисдикции предусматривает создание судебной коллегии Верховного Суда по административным делам. Перспективными могут оказаться и специализированные коллегии или судебные составы по административным делам в судах общей юрисдикции.

Предлагаю также подумать о форме регулирования особенностей процедуры административного судопроизводства. Считаю, что общие основы процедуры административного судопроизводства — во всяком случае, базовые принципиальные положения — должны быть едиными и в судах общей юрисдикции, и в арбитражных судах.

Наконец, наша больная тема, сложная, но от этого не менее необходимая, — это придание большей действенности механизму исполнения судебных решений, а также их учета в практике правоприменителей. Это касается решений всех судов, поэтому принятие закона о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок — лишь один из первоочередных шагов. Необходимы и другие меры, в том числе связанные с улучшением координации деятельности по исполнению судебных решений и совершенствованию бюджетной политики.

В целом современный суд должен быть открыт для общественного контроля, в лучшей степени доступен для граждан. Я напомню, что с 1 июля текущего года вступил в силу закон об обеспечении доступа к информации о деятельности судов. Надо чтобы этот закон повсеместно и соответствующим образом исполнялся. "

Участники встречи с представителями органов государственной власти по вопросам современного состояния судебной системы Российской Федерации:

ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич — Председатель Конституционного Суда

ЛЕБЕДЕВ Вячеслав Михайлович — Председатель Верховного Суда

ИВАНОВ Антон Александрович — Председатель Высшего Арбитражного Суда

ЧАЙКА Юрий Яковлевич — Генеральный прокурор

НАРЫШКИН Сергей Евгеньевич — Руководитель Администрации Президента

КУДРИН Алексей Леонидович — Заместитель Председателя Правительства — Министр финансов

БРЫЧЕВА Лариса Игоревна — помощник Президента — начальник Государственно-правового управления Президента

КОНОВАЛОВ Александр Владимирович — Министр юстиции

АЛЕКСАНДРОВ Алексей Иванович — председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания по конституционному законодательству

ЛЫСКОВ Анатолий Григорьевич — председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания по правовым и судебным вопросам

ПЛИГИН Владимир Николаевич — председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания по конституционному законодательству и государственному строительству

МАВРИН Сергей Петрович — заместитель Председателя Конституционного Суда

ХОХРЯКОВА Ольга Сергеевна — заместитель Председателя Конституционного Суда

АРАНОВСКИЙ Константин Викторович — судья Конституционного Суда

БОНДАРЬ Николай Семенович — судья Конституционного Суда

ГАДЖИЕВ Гадис Абдуллаевич — судья Конституционного Суда

ДАНИЛОВ Юрий Михайлович — судья Конституционного Суда

ЖАРКОВА Людмила Михайловна — судья Конституционного Суда

ЖИЛИН Геннадий Александрович — судья Конституционного Суда

КАЗАНЦЕВ Сергей Михайлович — судья Конституционного Суда

КЛЕАНДРОВ Михаил Иванович — судья Конституционного Суда

КНЯЗЕВ Сергей Дмитриевич — судья Конституционного

КОКОТОВ Александр Николаевич — судья Конституционного Суда

КРАСАВЧИКОВА Лариса Октябриевна — судья Конституционного Суда

ЕЛЬНИКОВ Николай Васильевич — судья Конституционного Суда

РУДКИН Юрий Дмитриевич — судья Конституционного Суда

СЕЛЕЗНЕВ Николай Васильевич — судья Конституционного Суда

БОЙЦОВ Александр Ильич — судья Конституционного Суда

КРОТОВ Михаил Валентинович — полномочный представитель Президента в Конституционном Суде

Последние статьи