«Самозанятость» как форма коррупции?!

Задавшись вопросом в столь необычной постановке (он вынесен в заголовок статьи), мы не преследуем цель кого-то опорочить, посеять сомнение или призвать к ответу. Наши устремления чисты и являются следствием общественной значимости, резонансностью темы. Нам бы очень хотелось, чтобы наша «реплика» рассматривалась как попытка государственного взгляда на «безработицу» и «малый бизнес» сквозь лупу «финансового стартового капитала».

Панегирики о поддержке малого бизнеса захлестнули местное пиар-сообщество. Брызжа слюной и искря бессовестными глазами, псевдо-журналисты наперебой «рассказывают» как за 60 (шестьдесят!) тысяч рублей омичи открывают собственное дело: мини-заводы, фермы, цеха, вкладываются в высокоинтеллектуальный бизнес. При этом, при сотнях выданных «подъемных» отчеты о реализованных бизнес-проектах единичны «по количеству», невразумительны «по качеству» и сомнительны «по чистоте реализации»…

«Слова» подкрепляются и соответствующими картинками, дескать, с натуры. Вот начинающий предприниматель из Крутинского района повествует, как за шестьдесят тысяч отстроил базу отдыха на берегу местного озера изумительной сибирской красоты. «Профессиональные» безработные, не отягощенные умственным трудом и образованием, еще могут открыть рот от удивления, «съесть» столь симпатичную байку, но те, кто зарабатывал копейку своим умом и трудом прекрасно знают, что пресловутые шестьдесят тысяч рублей для строительства базы отдыха – это «тьфу». Еще можно согласиться, что именно столько заплатил предприниматель кому-то, чтобы построить базу отдыха в природоохранной зоне водоема, что категорически запрещено законом. Впрочем, где-то к концу телесюжета выяснилось, что еще 200 000 рублей предприимчивому «базостроителю» выделил областной бюджет по какой-то другой программе поддержке. На этом картинка оборвалась, а жаль, ведь дальше мы бы могли узнать и о других источниках «строительства»…

Один мой знакомый безработный уже четыре месяца ждет обещанного «стартового капитала». Его бизнес-план был с успехом одобрен в «бизнес-инкубаторе», затем потерялся где-то на согласованиях. После ажиотажа на этапе подготовки проекта и оформления заявки интерес к соискателям пропадает. Оно и понятно – очередь желающих срубить пару тысяч долларов на «халяву» не становится меньше. Между тем, более персонифицированные данные - будут ли деньги, когда, кому, на какие-проекты – эта информация тщательно оберегается от посторонних глаз. Создается даже стойкое впечатление, что под государственную программу поддержки безработных «подложили» региональную программу развития малого бизнеса. Похоже, что предпринимательским структурам, получившим «добро» с самого «верха», передали и полномочия по согласованию проектов, а значит и работу с финансовыми потоками.

Ситуация знакомая. Так в начале 2000-х было с ипотечными программами, когда кредиты получали строго проверенные люди со строго расписанными ставками откатов: 2% - за справку о соответствующих доходах, еще 2% - за согласование пакета документов на кредитном совете, еще 2% - вознаграждение за выдачу наличных.

Есть опасения, что и сегодня закрытость темы, ее поверхностное освещение в СМИ, отсутствие реального результата позволят чиновникам подмять тему, выстроить схему «откатов» и «блата». В связи с этим впечатлением, опасением и предположением хотелось бы высказать ряд предложений. Во-первых, почему бы нам не выложить в интернет, в свободный доступ всю информацию о безработных, изъявивших желание «стать предпринимателями», кратко изложить суть их бизнес-идеи. Во-вторых, в режиме реального времени отследить движение заявки безработного от момента подачи до принятия окончательного решения. Здесь есть предусмотренные законом сроки, которые нарушать чиновники не имеют права. Да и, заявки «станут» прозрачнее, целее, не пропадут «вдруг» в анналах огромной бюрократической машины. В-третьих, должна быть предусмотрена обязательная публикация результатов принятия решения по той или иной заявке, по тому или иному «бизнес-проекту». Со сроками реализации, мини-презентацией. Чтобы общественность могла визуально, воочию, своими глазами лицезреть «открытые» мини-цеха, мини-заводы, базы отдыха, фермы и пасеки.

Согласитесь, что в век тотальной компьютеризации и интернетизации государственного управления создать такую систему не представляет никакой сложности. К тому же плюсы – общественные, персональные – очевидны. Антикоррупционные, презентационные, контролирующие. Тогда почему мы так много рассуждаем, говорим, вуалируем, но ничего не предпринимаем. Дельного, понятного, очевидного?!

… Реплика о возможном «бюджетном междусобойчике» появилась не случайно. Она выстрадана личным опытом, общением с рядовыми омичами, мнением предпринимателей. Сегодня между безработными, пожелавшими участвовать в государственной программе поддержке, укореняется мнение, что получить вожделенные 60 тысяч рублей можно только за «откат». Возможно, это только слух, но когда схема получения бюджетных денег оказывается максимально закрытой, могут возникнуть и не такие «предположения»…

Семен БОРОДА,

специально для Омского правового портала

Последние статьи