Александр Костюков: «Местное самоуправление - не кормушка для отдельных персон»

+ 84
- 6

Развитие общественной инициативы, личное участие населения в реализации реформ, повышение ответственности власти – вот далеко не все положительные моменты, которые заложены в нормативных документах о местном самоуправлении (МСУ). При всем том современная общественная жизнь мегаполиса продолжает проходить в условиях тотального могущества бюрократии, чиновничьей коррупции, недовольства подавляющей массы населения результатами реформ. Почему «пробуксовывает» законодательство о МСУ, в чем причина – с этими вопросами мы обратились к профессору Омского госуниверситета, консультанту Законодательного собрания Омской области, доктору юридических наук, профессору Александру Николаевичу Костюкову.

Корреспондент: Александр Николаевич, как Вы расцениваете усилия городской администрации по укреплению в Омске местного самоуправления?

 

Александр Костюков: Отрицательно.

Корр.: А более развернуто?

А.К.: Пожалуйста, Во-первых, никаких усилий, кроме публичных заявлений, мэрией в этом направлении за последние четыре года ничего не сделано. Единственное революционное решение для МСУ – введение в строй новых домов на территории Омска не иначе как в виде кондоминиумов – было принято предшественником нынешнего мэра Валерием Рощупкиным. Дальше этого муниципалитет не пошел, а зря. Ведь создание реального самоуправления возможно только тогда, когда этот процесс затрагивает все звенья цепи. Самое нижнее звено – коллективный дом. Не микрорайон, не КТОС, а именно дом. Только тогда можно говорить, что каждый горожанин кровно заинтересован в становлении системы самоуправления и что он объективно вовлечен в процесс самоуправления домом, территорией, городом. Ничего этого сделано не было. Мы продолжали топтаться на месте, превращая КТОСы в суррогат структурных подразделений мэрии, растя в них новую бюрократию.

Во-вторых, в Омске произошло самое страшное для местного самоуправления, как общественной саморазвивающейся системы, – местное самоуправление оказалось монополизировано группой лиц. Мэр и команда его чиновников решили, что они и есть «местное самоуправление». Таким образом, омичи, население города оказались отстранены от возможности хоть как-то участвовать в общественной жизни Омска, влиять на управленческие решения власти, вести диалог по актуальным для себя проблемам…

Корр.: Ваша позиция достаточно аргументирована. Но ведь руководство мэрии постоянно заявляет о реализации каких-то принципиально новых подходов, внедрение передовых механизмов управления городским хозяйством…

А.К.: Омск – это не «Омскэнерго», жизнь мегаполиса многократно шире, разнообразней и глубже, чем функционирование пусть крупного, но производства. Несколько десятков начальников из «Омскэнерго», перекочевавших «по знакомству» на руководящие посты в мэрию, попытались перенести методы управления энергетикой на масштабы города. В итоге, вроде бы, здравые идеи были обречены на провал. Взять, к примеру, проблему вывоза мусора. Сколько бюджетных денег было потрачено на приобретение спецтехники, контейнеров и т.д. В итоге проблема до сих пор не решена, а прибыльное, по сути, направление оказалось в руках частного бизнеса. А почему? Да, потому что не дошло до чиновников, что пока каждый жилец, каждый дом не вникнет в вопрос вывоза мусора, не заключит договор на его вывоз с конкретной организацией, не будет лично заинтересован и задействован, не сдвинется проблема с мертвой точки. Другими словами, нынешняя мэрия своими действиями дискредитирует идею местного самоуправления, отказав горожанам в делегировании части своих функций.

Корр.: Может быть, муниципалитету просто не хватало средств на расширение реформы местного самоуправления?

А.К.: У команды мэрии есть одно удивительное свойство: сколько бы не было денег в бюджете, их все равно не хватает на первоочередные нужды, и при этом даже не специалистов поражает масштаб не целевого расходования денег. Это, как мне кажется, и стало камнем преткновения в отношениях мэра и губернатора. Последний через главного финансиста области выразил свое отношение: распоряжаться грамотно деньгами не умеете – больше денег не получите, средства будут идти по назначению напрямую. Впрочем, если бы региональная власть продолжала взирать на то, как вольно распоряжается мэрия общественными деньгами, не ровен час и на нее могла бы пасть тень. А с этим в условиях ужесточения вертикали власти не шутят.

Кстати сказать, при правильной постановке работы по развитию МСУ больших денег и не требуется. Более того, граждане получают возможность выстроить отношения с подрядными организациями, обслуживающими их жилье, при реальном снижении тарифов на те или иные услуги. Просто это нужно людям объяснять, доказывать, показывать. К сожалению, какой-то системы, пропагандирующей среди населения плюсы само-организации, само-управления, в Омске не сегодня нет. А вот назойливое упоминание о той же учебе председателей КТОСов за счет бюджета в вузах лишний раз заставляет горожан усомниться в том, что местное самоуправление – это возможность улучшить жизнь рядового человека, а не кормушка для отдельных персон…

Корр.: Спасибо!

Омская региональная юридическая газета

«Твое право»

№6(7), январь 2005 года, стр. 3

фото:superomsk.ru/comments/detail.php?ID=17798

Последние статьи