Монополистов можно и нужно ставить на место!

ООО «ЮрКонсалтЭнерго» - предприятие, созданное в Омске специалистами по вопросам энергоснабжения, энергосбережения, консалтинга, технического и юридического аудита, вопросам заключения, изменения, исполнения и расторжения договоров энергоснабжения.

Область производственных интересов – внедрение новых подходов и технологий в систему жилищно-коммунального хозяйства, оптимизация договорных и хозяйственных отношений с энергоснабжающими и энергопередающими предприятиями, разработка универсальных баз данных для управляющих компаний, ТСЖ, решение вопросов досудебного и судебного урегулирования споров с монополистами, представленными на рынке жилищно-коммунальных услуг Омска и Омской области.

Сегодня оплата услуг ЖКХ из вопроса сугубо бытового превратилась в проблему социальной, экономической и политической стабильности российского общества.

Подавляющая часть населения весьма болезненно реагирует на цифры в квитанциях. Как правило, обозначенные там суммы ежемесячных платежей больно бьют по семейному бюджету, психике человека, эмоциональному состоянию. Предлагаемые государством механизмы социальной защиты – адресные субсидии, льготы, безусловно, сглаживают ситуацию, но, во-первых, не настолько они велики в реальном денежном выражении, чтобы снять проблему в принципе, во-вторых, получить декларируемые государством послабления в части оплаты коммунальных услуг могут далеко не все желающие. Поэтому правильней будет для потребителя услуг ЖКХ принять все возможные меры, чтобы поставляемые ему услуги были качественными, а оплачивать приходилось только за реально потребленную воду, газ, тепло- и электроэнергию. И возможность выстроить взаимоотношения с монополистами от ЖКХ на приемлемых для себя условиях сегодня есть. Наш собеседник – генеральный директор ООО «ЮрКонсалтЭнерго» Владимир Ходоновский уверен, что «коммунальное благополучие каждого из нас – это не мифическое будущее, а оптимизация возможностей имеющихся уже сегодня».

Корреспондент: Владимир Евгеньевич, нам уже столько раз обещали снижение тарифов, повышение качества услуг, но похоже, что общество «бурлит», а монополисты продолжают делать свое «черное» дело…

Владимир Евгеньевич: Действительно, большинство людей интуитивно понимают, что цифры в наших квитанциях, мягко говоря, завышены. Но одно дело предполагать, и совсем другое – знать, почему мы платим больше, чем реально получили. И дело здесь не в юридической неграмотности нашего населения, просто каждый должен заниматься свои делом. Нельзя быть специалистом во всем. Но если у человека хватило «профессионализма», чтобы задаться вопросом «почему?», то следующим его шагом будет действие – обращение к специалистам для того, чтобы ему профессионально ответили на поставленный вопрос…

Корр.: Как я понимаю, «ЮрКонсалтЭнерго» и является той организацией, которая отвечает на вопросы «любопытных» потребителей…

В.Е.: Совершенно верно. Наша специализация – правовой, технический аудит, консалтинговая экспертиза сложившихся или складывающихся отношений между потребителями и поставщиками услуг. Более конкретно, поставщиками тепло- и электро- энергии. Как показывает практика нашей работы, практически у всех потребителей (ТСЖ, ЖСК, Управляющие компании, ООО, ЧП и т.д.) имеется обширная возможность оптимизации своих отношений с поставщиками услуг – монополистами. Прежде всего, в части снижения суммы оплаты.

Корр.: Наверное, это и должно быть главным аргументом для потребителя. Но как это возможно?!

В.Е.: Вариантов оптимизации отношений десятки. В каждом конкретном случае мы подбираем индивидуальный путь решения. Все зависит от множества факторов. Например, подписан договор с поставщиком услуг или еще нет. Как правило, а наши расчеты и практика это подтверждают, что последующие кабальные платежи закладываются уже на стадии подписания договора. В нем изначально завышаются договорные объемы потребления, прописываются незаконные штрафные санкции, напрочь отсутствует такой важный пункт договорных отношений, как «ответственность поставщика». При наличии теплосчетчиков потребители в 99 случаях из 100 сталкиваются с нежеланием и всяческими препонами служб поставщика принять оплату по факту реально потребленных гикокалорий. Находят различные юридические, технические «нюансы», чтобы заставить потребителя заплатить втридорога по договорным – завышенным – нормам. Еще одно перспективное направление по снижению оплаты – перерасчет за некачественное предоставление услуг. Это право потребителя прописано законодательно, но применяется на практике чрезвычайно редко. Между тем, постановление правительства РФ №307 «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» предполагает именно такую ответственность – рублем – поставщика за ненадлежащее выполнение взятых на себя обязательств. Еще один важный момент по снижению стоимости услуг для потребителя – это технический и юридический аудит. У нас уже есть примеры, когда жильцы, сами того не зная, оплачивали издержки по обслуживанию внешних тепловых или электросетей, которые им не принадлежат и находятся вне их зоны ответственности. А это десятки тысяч рублей дополнительных затрат! Ежемесячно!!

Корр.: Почти убедили, что снижение оплаты услуг ЖКХ в сегодняшних условиях вполне реально. Но не «съест» ли ваш этот аудит всю последующую выгоду?!

В.Е.: Отнюдь. Мы работаем с нашими  клиентами на прозрачной взаимовыгодной основе. Как вы называете, «аудит» мы проводим бесплатно. Изучаем ситуацию в целом: делаем правовую экспертизу договоров, просчитываем нормативы потребления, методику тарифов, изучаем систему учета, отчетности и т.д. После этого мы делаем заключение, что при выполнении таких-то и таких-то наших рекомендаций клиент может рассчитывать на ежемесячную экономию такой-то суммы. И только после этого, когда ситуация понятна участникам, мы договариваемся о финансовой стороне вопроса, о своем вознаграждении. Скажу, не вдаваясь в цифры, наши партнеры – довольны. Ну, а если в ходе нашего «аудита» мы пришли к выводу, что отношения поставщик-потребитель выстроены оптимально, мы просто говорим об этом заказчику и… все!

Корр.: Для ТСЖ и ЖСК вы меня убедили в необходимости такой профессиональной экспертизы, а вот что касается Управляющих компаний… Насколько они могут быть заинтересованы в ваших услугах?

В.Е.: ТСЖ сегодня еще не так много, но уверяю вас, что все те проблемы, с которыми сталкиваются товарищества собственников жилья, имеют место быть и на домах, не определившихся со способом управления в виде ТСЖ. И, как правило, в более удручающем виде. Например, в одном из омских ТСЖ мы выявили завышение договорного объема потребления в 2,4 раза, а в одном общежитии Советского округа объем потребления был завышен поставщиком в 30(!) раз. Еще пример, постановлением правительства РФ №307 от 23.05.2006г. предусмотрена оплата коммунальных платежей по факту, а в договорах отдельных поставщиков до сих пор присутствует обязанность потребителя оплачивать услуги монополиста авансом. Что не только ведет к изъятию значительных средств из оборота предприятия, но и ведет к неразберихе, запутанности актов сверки, многочисленным ошибкам и даже злоупотреблениям. Закономерно возникает и ряд других вопросов: а кто должен оплачивать энергосоставляющую работы лифта, домофонов, освещение хоккейных коробок. Эти моменты еще четко и в полном объеме не прописаны  в ныне действующих нормативных документах. При этом, определить расчетную мощность лифта, домофона, ледового сооружения для специалиста – не проблема. В итоге сумма реальных – «чужих» – энергозатрат выходит далеко не маленькая, если не сказать обратное.

А «расхлебывать» все приходится управляющей компании,  а в конечном счете, нам, жильцам. Поэтому правы те обслуживающие жилой фонд предприятия и граждане, которые кроме выполнения производственных задач уделяют пристальное внимание выстраиванию прозрачных, правовых отношений с основными монополистами жилищно-коммунальных услуг. Без этого сегодня им не выжить.

Корр.: А с коммерсантами работаете? Есть с их стороны интерес?

В.Е.: Для коммерсантов это не менее интересно, чем для УК и ТСЖ. Если управляющие компании и товарищества собственников рассчитываются с монополистами в конечном счете деньгами населения, то предпринимателям приходится выплачивать свои, кровные. Поэтому здесь существует много актуальных для бизнеса моментов. Например, вопрос в отношении взимания энергетиками денежных средств за подключение к энергоснабжению новых объектов, увеличение мощности действующих производств. Работаем в этих направлениях и вполне успешно. Как и в случае с ТСЖ работаем «по факту».

Корр.: А если не «по факту»?!

В.Е.: С теми, кто убедился в нашей полезности и профессионализме и кто хотел бы работать с нами в дальнейшем, есть такая форма сотрудничества как абонентское обслуживание. В его рамках мы предоставляем абоненту гарантированное юридическое и техническое обслуживание по всему спектру наших возможностей.

Корр.: В чем вы видите «изюминку» Вашего предприятия?

В.Е.: Прежде всего в том, что мы первые, кто попытался в рамках одного предприятия осуществить взаимосвязь технической и юридической составляющей сложных и разносторонних отношений потребителя и поставщика энергоуслуг. Кто-то предлагает только юридические услуги в этой сфере, кто-то  занимается только технической стороной вопроса. Мы предлагаем совершенно иной продукт, ориентированный не на констатацию каких-то разрозненных фактов, а на достижение конечного нужного потребителю результата. Будь то сложная техническая экспертиза или затяжной судебный процесс. Как правило, одно и другое тесно переплетаются. Для наших специалистов «расплести» любую сложную или спорную ситуацию – не проблема.

Корр.: Сейчас ведутся споры вокруг «Единого информационного центра». Ваше мнение по этому вопросу…

В.Е.: Из своего опыта мы видим, что к нам за помощью идут те, кто заинтересован в прозрачных, законных, взаимовыгодных отношениях, кто заинтересован работать на перспективу. Попытка местного самоуправления Омска создать прозрачный механизм работы управляющих компаний и организаций-монополистов с населением – это создание своеобразного механизма защиты горожан от различного рода мошенников, злоупотреблений, катаклизмов. В конечном счете, это буфер, который позволит власти вовремя отреагировать на возможные потрясения в сфере жилищно-коммунального хозяйства и нивелировать их социальные последствия. То, что управляющие компании оказываются банкротами, то, что отдельные руководители оказываются нечистыми на руку, мы уже видели. Повторения не хотелось бы. Говорю как рядовой житель.

Корр.: Спасибо!

Последние статьи