Что ждет омские КТОСы – вырождение или переосмысление?!

+ 55
- 2

С момента образования первых КТОСов в Омске прошло 18 лет – это возраст гражданского совершеннолетия. Но, если внимательно приглядеться, «подрос ли мальчик»?!

Не случайно в последнее время вокруг местных комитетов территориального общественного самоуправления развернулась серьезная публичная дискуссия. Остроту теме придают и гигантские средства, которые в течение ряда лет исправно направляются в КТОСы из тощего городского бюджета. Последние три года эта сумма перевалила за 100 миллионов рублей…

 

Комитеты территориального общественного самоуправления стали возникать в Омске в 1994 году. Идея принадлежала тогда еще главе Центрального района Виктору Шрейдеру. Опыт вовлечения населения в сферу принятия властных решений не просто был замечен мэром Рощупкиным, но и реализован на территории всего Омска: «безусловно, жителю виднее и проще решить, где поставить лавочку, где разместить мусорницу, а где проложить тротуар или высадить дерево. Это дает возможность власти сосредоточиться на решении более важных задач, а населению привить основы самостоятельности и ответственности». К 1996 году в городе уже было 84 КТОСа. Правда, встречаясь с активом «местного самоуправления», Валерий Павлович не скрывал и своих смутных опасений, что «эта огромная, темная, непонятная до конца сила может смести все на своем пути: смотря под какое влияние попадет, какой вектор движения ей зададут». Рощупкин как в воду глядел. Уже через два года подавляющая часть КТОСов и четыре главы округа требовали его отставки…

К сожалению, политическая составляющая в деятельности КТОСов сегодня подменила и затмила главную изначальную задачу: грамотно формулировать запросы населения к власти, добиваться и контролировать их решение, аккумулировать инициативу граждан и направлять ее в позитивное русло. В 2007 году в Омске была принята новая редакция формирования ТОС, которая полностью ликвидировала самостоятельность этих общественных объединений, переподчинив их Фондам территориального общественного самоуправления – Фонд ТОС (позднее они были еще раз перерегистрированы в Фонды объединения и развития территориального общественного самоуправления – ФОР ТОС). Всё финансирование, как оказалось, не малое, пошло через эти новые надстройки. Началась тотальная чистка рядов. Неугодных увольняли, изобличали, выдавливали – наиболее известен пример с КТОСом «Парковый» Октябрьского АО, где председателя Ольгу Шебалину «гнобили» и «шельмовали» два года пока не вынудили покинуть пост. Были и другие более страшные примеры. Председатель КТОС «Рубин» Галина Дмитриева, которая в свое время категорически отказалась подписывать документы о передаче земель под ДК «Рубин» и публично заявившая, что «жителей «кинут» только через мой труп», вообще, бесследно исчезла: однажды выйдя из дома, она уже туда не вернулась…

Имея перед собой опыт «принципиальных», в КТОСы пришли «другие люди», которые поняли, что лучше сидеть тихо, писать красивые отчеты и получать деньги, чем дергаться и набивать шишки.

Конечно, многие активисты и сегодня стараются сделать максимум полезного и в этой ситуации «правового бессилия», но это скорее выражение их гражданской не равнодушной жизненной позиции, чем заслуга КТОСов – низового звена самоуправления. Как правило, эти люди и вне рамок формальных объединений занимаются тем же самым – помогают малоимущим, озеленяют подъезд, благоустраивают двор, режут фигурки из дерева, заливают каток, лепят снеговиков. Отчитываясь за то, что и без них делается жителями, КТОСы тем самым устранились от решения ряда насущных проблем, деформировав до неузнаваемости главную идею «местного самоуправления» – контроль за депутатами и выполнением ими взятых на себя обязательств относительно территории (избирательного округа), контроль за управляющими компаниями и тарифами, реализация национальных проектов на местах – это темы, которые поражают своей масштабностью, важностью и востребованностью. Но они почему-то раз за разом оказываются сегодня вне деятельности КТОСов. К сожалению.

Александр Травкин.

Михаил Машкарин, политолог:

«Изначально КТОСы возникли на волне реального запроса и желания населения участвовать в управлении своей территорией. Понятно, что власть не может дойти до каждой улицы, подъезда, подворотни – здесь-то ей и нужны заинтересованные глаза и уши, чтобы люди снизу подсказали, подкорректировали, отследили.

К сожалению, эйфория и движение снизу сменились формализмом и лоббированием решений, спущенных сверху. Особенно ярко и наглядно эта субординация просматривается в период выборных кампаний, когда актив КТОСов используется как один из инструментов административного ресурса. Сегодня КТОСы превратились в немые и слепые придатки чиновничьего аппарата. Аналогия напрашивается сама по себе: это аппендикс власти. Учитывая во сколько обходится казне города содержание штата КТОСов, «орган» очень дорогой для бюджета, не нужный для жителей и – на сегодня – вредный для развития демократии и самоуправления».

Михаил Пенкин, глава Октябрьского округа г.Омска

«Для меня КТОСы – это рабочая лошадка, причем по всему спектру вопросов. Они сегодня единственная структура, которая напрямую контактирует с населением. На кого еще опираться людям в решении конкретных проблем? Ну, не на партии же… - избирательные кампании приходят и уходят! Поэтому, формируя план работы, исходим, прежде всего, из информации старших по домам, председателей КТОСов: где проблема горячей, острей, насущней – туда и идем ее решать в первую очередь. Это касается и вопросов благоустройства, и асфальтирования дворов, и капремонта, и озеленения».

Галина Евсюнина, экс-председатель КТОСа 1997-2007г.г.

«Я более 10 лет возглавляла КТОС «Левобережный-7». Все это время пыталась выстроить механизм самофинансирования, чтобы не быть зависимой в принятии решений от чиновников. Пока это удавалось – мы были самостоятельны в том, что касалось развития нашей территории, взаимоотношений с управляющими компаниями, благоустройства, соцподдержки. Потом нам «перекрыли кислород» и самодеятельность наша на этом закончилась – сегодня ктосовцы штампуют нужные решения, прикрывают ничегонеделание чиновников, да и сами они превратились в бюрократов».

Вита Степанова, председатель КТОС «Первокирпичный»

«Для нашей территории КТОС сделал очень много полезного. Это и благоустройство и сохранение части социальной инфраструктуры, это качественная работа муниципального транспорта и поликлиники, это охрана общественного порядка. А сколько мы в свое время бились в интересах жителей по передаче местной котельной в город?! Во многом это заслуга КТОСа – конечно, активные жители главное, но ведь их нужно еще соорганизовать, направить, тогда и результат будет. А строительство новых объектов – и коттеджей для работников соцсферы и многоквартирных домов?! Нам до всего есть дело – мы здесь живем и хотим, чтобы власть оперативно и эффективно решала наши проблемы. Мы добивались и будем добиваться этого всеми возможными способами».

Дарья Якименко, председатель ОРОО «Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль»

«К КТОСам отношусь крайне отрицательно. Общественная инициатива подменена бумажными отписками и зарплатой. На местах реальной работы никакой не ведется. Серьезные проблемы, волнующие население, выхолащиваются, подменяются болтовней и псевдо заботой о неимущих. Не поверите, сегодня наша общественная приемная завалена жалобами на бездействие… КТОСов! Дожились…».

Людмила Окшина, председатель КТОС «Левобережный – 4»

«Работы очень много. Трудимся в режиме кабинета скорой неотложной помощи. Кому МРТ нужно помочь бесплатно пройти – делаем, кому родственника в дом-интернат пристроить – идем навстречу, у кого в семье неполадки – бежим, мирим. Одним словом, когда что-то нужно – идут к нам. Разъясняем законодательство, пишем вместе жалобы, праздники организуем. Сейчас валом идут пенсионеры с квитанциями по оплате ЖКХ, помогаем правильно заполнять».

Дмитрий Гильмут, юрист

«Я столкнулся с фактами вопиющего беззакония в нашем КТОСе «Левобережный-3». Оказалось, что конференции жителей проводятся через подставные лица, которых приглашают по звонку, финансирование ведется не понятно по какому принципу – то ли «откатывают» часть денег кому-то, то ли идет двойное финансирование на одни и те же ставки из местного и федерального бюджетов. Я уже и полицию подключил к решению этого вопроса – волосы дыбом встают от того, что происходит в нашем «местном самоуправлении».

Последние статьи