logo
Баннер
Баннер

От первого лица

Александр Грасс
тел: 606377, 89083193173
Задать вопрос

Подробнее

prev
next

«Самозанятость» как форма коррупции?!

Задавшись вопросом в столь необычной постановке (он вынесен в заголовок статьи), мы не преследуем цель кого-то опорочить, посеять сомнение

Читать далее

Народный ответ – «дорожному беспределу»

Мне понравилась рубрика «народные новости», точнее ее направленность. Что-то из серии «защити себя сам». Действительно, сегодня многие на себе ощущают

Читать далее

Кто «кошмарит» омскую экологию?!

Ежегодно пятого июня отмечается Всемирный день окружающей среды или, как принято называть его, День эколога. В мире его празднуют с

Читать далее
Баннер

Проголосовать

Как Вы считаете, Вам нужен персональный адвокат?

Объявление

Ю Р И Д И Ч Е С К И Й

А У Т С О Р С И Н Г

(юридическое обслуживание

организаций)

за 5 000 рублей в месяц

тел.: 8-913-972-45-99

добавить объявление


Гражданское общество

Знаете ли Вы своего депутата?

Партнеры

На инаугурации нового мэра был впервые озвучен «план Двораковского»

+ 59
- 4

Вступивший в должность мэра Вячеслав Двораковский изложил краткую версию своих первоочередных шагов в качестве градоначальника. Среди сформулированных и озвученных им краеугольных задач - сокращение штата сотрудников городской администрации, наведение порядка в вопросах землепользования и землеустройства, эффективное освоение федеральных денег, выделяемых под юбилейные мероприятия к 300-летию Омска.

По словам Вячеслава Викторовича, меры «вынужденные» - в первом случае, «обязательные» – во втором , и «взаимовыгодные» – в третьем…

Три кита Вячеслава Двораковского

Все три «поступи» господина Двораковского – дело хорошее, важное и нужное. НО! Сокращение «управленческого аппарата», как не крути, дело хлопотное, неблагодарное и, обычно, завершающееся очередным «удлинением змеевика». Здесь кроме заявлений нужна железная воля, стальная хватка и титаническая выдержка.

Федеральные средства – вопрос более прогнозируемый и ожидаемый. Опять же – денежки эти разовые и постатейно строго расписаны: придут, потратили и нет их. Совсем другое дело – муниципальная земля. Именно она, судя по заявлению нового мэра, должна стать источником не только постоянного пополнения бюджета, но и инструментом по наведению в мегаполисе элементарного порядка: решения транспортных проблем, экологических, создания в Омске комфортной и достойной среды обитания.

Подход похвальный. Тем более, что именно он особенно не удался в исполнении прежней администрации во главе с экс-мэром Виктором Шрейдером. Пойдя по пути наименьшего сопротивления, муниципальные чиновники увлеклись точечной застройкой, перекроем участков земли в центре Омска и у транспортных развязок в пользу ряда коммерческих структур, отдельных депутатов и их родственников.

Омская земля – стрельбы не слышно, но потери налицо…

В преддверии своего 300-летнего юбилея Омск наряду с существующими транспортной и экологической проблематикой может столкнуться и с еще одной острой болезнью роста мегаполисов: нехваткой муниципальной земли…

В настоящее время, если брать статистику вопроса, то почти 50% земли Омска контролирует область, пятая часть города (21 %) закреплена за федеральными министерствами и ведомствами, еще порядка 16 процентов – это частная собственность физических и юридических лиц. Таким образом, за мэрией Омска в части выполнения ею своих муниципальных функций на сегодня закреплено всего 13 % городской территории. Для мегаполиса, ставящего перед собой грандиозные планы не только юбилейного, но и перспективного развития такой «расклад» не может устраивать.

Вся пикантность вопроса в том, что половина омской земли, которая «де-факто» находится в пределах муниципального образования город Омск, а «де-юро» управляется и распоряжается тем же Главным управлением по земельным ресурсам Омской области, на самом деле имеет такой статус и такое двоякое положение по причине своей неразграниченности. Этот фактор давно уже стал сдерживающим для областного центра – многие вопросы инфраструктурного развития, перспективного планирования превращаются в объект межведомственных баталий и спекуляций.

Только пару лет назад мэрия Омска всерьез задумалась о том, что в городе практически нет земель, которыми бы муниципалитет мог реально, а не теоретически распоряжаться и использовать под выполнение своих функций без вмешательства извне. Конечно, действующее законодательство позволяет резервировать земли под муниципальные нужды, придавая этим территориям особый статус. К сегодняшнему дню мэрия зарезервировала уже около 60-ти земельных участков под перспективное строительство объектов муниципального значения, а в целом, по мнению того же департамента архитектуры, есть необходимость в резервировании более чем 80 земельных участков. Впрочем, и это не выход, так как предполагает выкуп объектов недвижимости и земли у собственника по рыночной цене: на сегодня такая статья расходов в горбюджете до сих пор так и не прописана.

Поэтому самый оптимальный выход – это судиться с нынешними «держателями» городских территорий, доказывая, что те или иные участки необходимы муниципалитету для выполнения им городских функций. Именно таким образом на сегодня практически разрешилась судьба омских кладбищ, разворотных и спортивных площадок, участков под размещения мусоросборников и полигонов ТБО, парковых зон и скверов – все эти ранее «бесхозные» территории обрели собственника в лице муниципалитета по судебным решениям.

Еще одна перспективная статья пополнения оборота муниципальной землицы – это снос аварийного и ветхого жилья. Решая важнейшую социальную задачу по переселению граждан в более комфортные условия, мэрия параллельно получает безвозмездно и территорию для дальнейшего использования. Учитывая, что в Омске порядка 500 аварийных домов, в распоряжение муниципалитета может попасть более 60 гектаров земли. Как правило, находящейся в пределах перспективной жилищной и коммерческой застройки. Этот резерв использован только на одну треть: из 160 земельных участков только 55 оформлены в муниципальную казну.

Впрочем, главным объектом «посягательств» муниципалитета, который задумывается о развитии, должны быть неразграниченные и федеральные земли. В целом, в этом «направлении» сосредоточены до 70 % омской земли. Например, не безынтересны могут быть те же земли спецназначения и земли Министерства обороны, которые с этого года попали под налогообложение в соответствии с Налоговым кодексом. Не исключено, что федеральные ведомства будут от них избавляться как от неликвида, хотя бы потому, что не захотят платить лишние налоги за неиспользуемые территории.

В пределах мечтаний мэрии Омска могут быть, например, земли совхоза «Армейский», пороховые склады в Амурском поселке, земли СибНИИСХоза и Агроуниверситета. Впрочем, единственным проверенным юридическим обоснованием вовлечения федеральных земель в муниципальный оборот остается жилищное строительство. По остальным основаниям – таким как, к примеру, указание президента РФ о выносе за территорию городов и населенных пунктов военных объектов – пока вразумительной правовой и судебной практики нет. По крайней мере, выбивать омскую землю из-под федералов можно только совместными усилиями города и области. В последние годы этот «тандем» в Омске работал из рук вон плохо…

Не лучше обстоят дела и с перспективой присоединения к границам областного центра близлежащих территорий Омского района. Только сейчас, при внимательном изучении вопроса, выясняется, что в середине 90-х земли раздавались здесь направо-налево без оглядки на Генеральный план и на градостроительную перспективу. Не редки случаи, когда в интересах узкой группы лиц сформированные в бессрочное пользование участки тех же садоводческих товариществ отходили в частные руки, становясь объектом не прекращающихся до сих пор споров и судебных баталий.

В этих условиях «недоброжелательного окружения» чиновники мэрии Омска нашли бреши в действующем законодательстве, чтобы хоть как-то поучаствовать в процессе наделения землей граждан и юрлиц. Понятно, что не рядовых, а в основном своих – близких, аффелированных. Так возникли скандальные ситуации. Сначала с выделением то там, то здесь неразграниченных земель «под огороды», с дальнейшим переоформлением в собственность и со строительством на них капитальных жилых и коммерческих объектов. Затем с выделением земель в парке Победы и на «Зеленом острове», в природоохранной пойме Иртыша. Но здесь вовремя случился конфуз, и порочную практику пришлось прекратить. Под давлением областной прокуратуры и неотвратимости исполнения судебных решений. На очереди еще целая вереница проблемных участков в жилмассивах Омска, выделенных под застройку местным бизнесменам. По мнению граждан, сделано это было с нарушением ряда обязательных процедур и требований.

Одним словом, ситуация с омской землей сродни тихим боевым действиям: стрельбы не слышно, но потери с обеих сторон – налицо.

Сергей Асташкин.

Мнение эксперта

Михаил Мельников,

специалист по земельным вопросам, в прошлом руководитель правового отдела Департамента архитектуры администрации г.Омска, сотрудник Дирекции строящегося метрополитена

«В каждом конкретном случае исчезновение общегородской территории – это предмет отдельного разбирательства. В целом же, мне кажется, что возможностей у властных структур по наведению порядка в этом вопросе предостаточно. Другое дело – насколько грамотно и профессионально применяются полномочия теми или иными чиновниками.

Межведомственное сотрудничество и отстаивание профильных интересов могли бы существенно изменить градостроительную перспективу и картину Омска.

К сожалению, сегодня интересы населения, вопросы размещения обязательных инфраструктурных, социально-культурных объектов не отстаиваются должным образом. Ни публично, ни процедурно, ни судебно. Но именно за этим подходом, мне видится, не только соблюдение действующего законодательства, но и создание на территории Омска условий для комфортного и безопасного проживания».

Последние статьи
prev
next

Выступление Александра Грасса на региональных праймериз

Омичи ежедневно десятки раз спрашивают о моих взглядах. Политических, экономических, социальных, жизненных. Безусловно, одной фразой здесь не ограничишься, а времени

Читать далее

Для того и кремний, чтобы проверить нас на прочность

«У нас вчера вечером расклеили листовки по всем подъездам, что, оказывается, за нашими домами за Стрельникова (я живу на Заозерной) на

Читать далее

ЗАДАЙ ВОПРОС

ПРОФЕССИОНАЛУ

бесплатно!

- заполни заявку

Добавить информацию
в банк данных

- адвокат
- юрист
- организация

Рейтинг "ТП"

ДАЙ СВОЮ ОЦЕНКУ…

СУДЬЕ
ПРОКУРОРУ
ПОЛИЦЕЙСКОМУ
АДВОКАТУ
НОТАРИУСУ
ЮРИСТУ
ПРАВОЗАЩИТНИКУ
АРБИТРАЖНОМУ УПРАВЛЯЮЩЕМУ
ЧИНОВНИКУ
СУДЕБНОМУ ПРИСТАВУ
НАЛОГОВОМУ ИНСПЕКТОРУ

Добавить Персону

Обратная связь

Ваше мнение

Почему чиновники игнорируют Закон?

Дискуссии